Фундамент под гараж – требования к конструкции и варианты устройства
Всем известно, что долговечность любого строения зависит от надежности и прочности его основы. Подземные конструкции закладывают под массивными и легкими каркасными домами, сараями и летними кухнями, заборами и беседками. Разнообразие вариантов позволяет выбрать фундамент для гаража, исходя из материальных возможностей хозяина, индивидуальных условий и требований, а также учитывая доступность материалов. Но еще до начала возведения потребуется сделать расчет, определиться с видом конструкции и габаритами сооружения в плане.
Подготовительный этап
Правильно начать работы будет с выбора места для гаража. Размеры площадки и ее ориентация относительно существующих на участке объектов позволят определить границы будущего строения в плане. Далее потребуется сделать схематичный чертеж фундамента для гаража, что поможет в последующем рассчитать требуемое количество строительных материалов.Следующий шаг – анализ грунта. Без него грамотно сделать расчет несущей способности и выяснить, какой должен быть фундамент для гаража, не получится. Можно, конечно, воспользоваться исследованиями, сделанными в ходе строительства дома, что допустимо. Но такие документы могут и не сохраниться, особенно если здание старое.
Конструкция и глубина фундамента под гараж выбирается в зависимости от состава и особенностей грунта, а также уровня грунтовых вод.
После решения основных вопросов производится расчет нагрузок, исходя из материала стен и кровли строения. В типовых проектах имеются готовые цифры, а при самостоятельном конструировании придется сделать соответствующие арифметические действия, чтобы узнать реальные усилия на подземную конструкцию.
После определения границ гаража, участок необходимо правильно разметить. Для этого по углам будущего фундамента под гараж забивают колышки и натягивают между ними бечевку. Также потребуется снять растительный слой почвы и перенести его на территорию сада, огорода или цветника.
Требования к фундаменту
Кажущаяся достаточно простой конструкция гаража не дает права возводить его без фундамента. Необходимо забыть о кирпичных столбиках, бетонных плитках и подпорках, даже если домик для машины будет не кирпичный, а железный. В любом случае потребуется надежная основа для строения, чтобы его не перекосило в период таяния грунта или не подмыло при сильном ливне.
Особенностями фундамента под металлический, кирпичный или выложенный из блоков гараж считаются:
- отсутствие препятствий на въезде;
- возможное устройство смотровой ямы (к примеру, если в качестве фундамента под гараж заливается плита);
- предотвращение просачивания атмосферных осадков внутрь строения.
Выполняя расчет и чертеж будущей постройки, следует учитывать данные факторы. Первый пункт относится к вертикальным столбам и покатым в сторону улицы порожкам. Третье условие предполагает, что уровень пола должен находиться выше отметки планировки грунта.
В случае примыкания одной из сторон гаража к жилому дому или летней кухне, необходимо продумать способы сопряжения соседних стен, что обязательно отразится на конструкции фундамента.
Наиболее доступным является возведение монолитной ленты. Но существуют и другие варианты устройства фундамента для гаража:
- винтовой;
- плитный;
- из бетонных блоков.
При выборе типа фундамента под гараж, следует учесть простое правило. Оно заключается в следующем. Чем больше будет масса надземной части, меньше плотность грунтовых слоев и выше уровень подземных вод, тем шире и глубже потребуется закладывать подземную часть строения.
Ленточный фундамент
Если предполагается делать фундамент под гараж своими руками, то стоит обратить внимание на монолитную ленту. Расчет ее размеров производится довольно просто. Длина – это, собственно, периметр строения. Ширина – должна быть шире толщины стен, но не менее 0,4-0,5 метра. Глубина заложения – зависит от уровня грунтовых вод и отметки промерзания почвы. Примерные цифры – 0,7…1,2 метра.
Выполнение ленточного фундамента под гараж предусматривает:
- устройство траншеи;
- отсыпку и трамбовку подушки;
- установку опалубки – на полную глубину или только для возвышающейся над землей частью ленты;
- настил гидроизоляционного материала;
- укладку арматуры;
- заливку бетоном.
В качестве опалубки используются доски или несъемные элементы из пенополистирольных блоков, являющихся еще и теплоизолятором. Последний вариант может быть использован в случае примыкания гаража к жилому дому, необходимости устройства отапливаемого помещения или при оборудовании подвала под мастерскую.
Винтовые сваи
Несмотря на то, что винтовые сваи частные застройщики начали использовать сравнительно недавно, подобный вариант устройства фундамента становится все более популярным. Он имеет достаточно много преимуществ:
- отсутствие большого объема земляных работ;
- быструю установку;
- возможность самостоятельного монтажа без привлечения спецтехники;
- устройство фундамента в сложных геологических условиях, практически при любой погоде и независимо от времени года;
- осуществимость возведения подземных опор в стесненных условиях.
Единственным минусом винтовых свай может быть их высокая стоимость. Но она окупается быстротой строительства и значительным уменьшением трудозатрат. Обвязка опор производится металлическим профилем или брусом.
Плитный фундамент
Считается наиболее дорогой из подземных конструкций, поэтому используется в крайних случаях. Монолитная армированная плита оправдывает себя при высоком уровне грунтовых вод или при строительстве объектов на насыпях.
Заливкусплошного фундамента под гараж в отдельных случаях можно заменить укладкой сборных плит, но такое решение принимается после обследования грунтов и выполнения расчетов.
Конструкция из блоков
Для монтажа фундаментных блоков требуется подъемный механизм, что увеличивает затраты на возведение подземной части. Изделия изготавливаются в промышленных условиях, поэтому отличаются хорошим качеством и надежностью, позволяющей строить капитальные гаражи из кирпича. В качестве подушки в основание подсыпают песок или укладывают нижний ряд блоков на боковую, более широкую сторону.
Герметизации фундамента достигают путем заполнения швов цементно-песчаным раствором и посредством обмазочной гидроизоляции. Блоки укладываются быстро. По их верхнему ряду выполняется монолитный армированный пояс.