Фундамент под каркасный гараж – виды, критерии выбора, особенности конструкций
Одним из вариантов решения проблем по хранению личного автомобиля является устройство гаража по каркасной технологии. Возрастающая популярность такого метода строительства обусловлена быстротой монтажа конструкций, который может осуществляться в любое время года, и сравнительно малыми финансовыми затратами. Постройки подобного предназначения обычно не требуют утепления стен и внутренней обшивки помещения. Тем не менее, даже столь облегченные строения нуждаются в качественном и надежном основании. Фундамент для каркасного гаража должен учитывать соответствие типа возводимой опоры с весом наземной части, наличие или отсутствие смотровой ямы, а также особенности грунта на строительном участке и глубину залегания подземных вод.
Виды фундаментов под каркасный гараж и критерии их выбора
Гаражи, построенные из кирпича, шлакоблока или стеновых панелей из железобетона, требуют возведения массивных оснований, способных выдержать значительный вес строения. В отличие от них, легкие каркасные конструкции предоставляют возможность устройства мелкозаглубленных фундаментов, позволяя существенно сэкономить на приобретаемых строительных материалах. Основными видами таких фундаментов, наиболее подходящими для строительства каркасного гаража, являются:
- плитный;
- ленточный;
- столбчатый.
Несмотря на то, что подобные сооружения не нуждаются в сверхпрочном основании, при его выборе требуется серьезный и ответственный подход. При этом следует учитывать:
- рельеф выбранной площадки;
- характеристики грунтов в месте застройки;
- определение уровня залегания подземных вод;
- линейные размеры, толщину стен и общую площадь будущего строения.
Совокупность данных сведений поможет подобрать оптимальный и экономичный вариант фундамента под каркасный гараж. Например, для песчаных почв глубина закладки ленточного основания может составлять не более полуметра, так как такие грунты не удерживают влагу и, следовательно, не подвергаются влиянию сил морозного пучения. Низинные участки с высоким влагосодержанием требуют глубоко залегающего фундамента, который располагается ниже уровня промерзания грунта. Точно рассчитать и определить вид основания могут только специалисты при проведении геологического анализа на строительной площадке.
При выборе того или иного вида фундамента следует обратить внимание, предусматривается ли в гараже смотровая яма, погреб или подвальное помещение. Стоит помнить, что их устройство невозможно при возведении плитных оснований.
Внимание! Многие автолюбители при оборудовании гаражей дополнительными подземными помещениями отмечают негативное влияние создаваемого ими микроклимата на сохранность автомобиля.
Немалое значение для любого вида фундамента имеет продуманная система водоотвода, предназначенная для того, чтобы не допустить проникновение избыточной влаги от природных осадков в виде снега или дождя под его основание. Организация водостока возможна несколькими способами, наиболее эффективными из которых считаются дождеприемники и отводящие воду желобы, расположенные в грунте по периметру гаража. Сооружение водоотвода особенно важно для строений со смотровой ямой или погребом.
В любом случае, выбор вида основания под возводимую конструкцию напрямую зависит от предполагаемых финансовых затрат. Однако стоит понимать, что чрезмерная экономия на фундаменте под каркасный гараж, в дальнейшем может дорого обойтись его владельцу.
Плитное основание
Целесообразность устройства данного вида фундамента обусловлена, прежде всего, наличием высокого уровня грунтовых вод в сочетании с пучинистыми грунтами. Плитное основание, располагаясь под всей площадью постройки, защищает ее от неравномерных просадок, что помогает избежать деформации всей возведенной конструкции. Подобные фундаменты выполняются из:
- монолитного железобетона;
- сборных элементов.
Дорожные плиты наилучшим образом подходят для устройства основания под легкий каркасный гараж. Основное преимущество их использования состоит в минимальных временных затратах, требующихся при возведении основания. Несмотря на сравнительно высокую цену, значительно сэкономить здесь можно на земельных работах и материалах, необходимых для сооружения опалубки. Но при укладке плит потребуется привлечение тяжелой строительной техники, что является недостатком.
Не стоит забывать, что поверх уложенных дорожных плит следует выполнять выравнивающую стяжку из цементно-песчаного раствора!
Монолитную железобетонную плиту под будущий гараж изготавливают непосредственно на площадке. Довольно простая технология позволяет выполнять такие основания самостоятельно. Процесс включает в себя следующие основные этапы:
- выравнивание и разметку участка;
- выкапывание котлована на глубину, соответствующую расчетной толщине плиты;
- сооружение опалубки по периметру заливаемой площади;
- формирование дренажной песчано-гравийной подушки;
- укладку гидроизоляции и утеплителя;
- армирование подготовленного основания;
- заливку бетоном.
Так как фундаментная плита является одновременно полом гаража, который должен выдерживать определенную нагрузку от веса автомобиля, следует ответственно отнестись к выбору марки заливаемого раствора. Но прочный бетонный пол далеко не всегда бывает экономически оправдан, так как монолитная фундаментная плита требует расхода большого количества строительных материалов. С этой точки зрения, для каркасной конструкции гаража гораздо более выгодным станет возведение ленточного фундамента.
Особенности ленточного фундамента для каркасного гаража
При выборе данного вида основания следует обратить внимание, прежде всего, на особенности и состав грунта на участке. Под небольшой и легкий гараж на слабопучинистых почвах вполне можно обойтись закладкой малозаглубленного фундамента в 50-70см. На грунтах, подверженных значительному морозному пучению, придется сооружать прочное заглубленное основание. Его параметры рассчитывается на основании данных о глубине промерзания грунта, которая различна для каждого региона. Они зависят от выбора строительных материалов для постройки, а также планируемой толщины стен.
Ленточный фундамент представляет собой единую монолитную конструкцию, расположенную по периметру строения в виде замкнутого контура. Основания под гараж выполняют:
- сборными – из бетонных блоков;
- штучными – из бутового камня или кирпича;
- монолитными – заливаются непосредственно на площадке.
При выборе строительных материалов для фундамента необходимо учитывать, что каждый из них имеет свои характерные особенности, от которых зависит надежность всего строения.
Ленточный фундамент из сборных железобетонных блоков имеет практически неограниченный срок эксплуатации. Он подходит для любого типа строений и грунтов. Бутовый камень устойчив к различным нагрузкам, не боится влаги и, к тому же, обойдется намного дешевле. Однако его не рекомендуется использовать для песчаных грунтов. Основание из кирпича не отличается долговечностью, так как материал довольно гигроскопичен и разрушается даже при слабом морозе. Такие фундаменты пригодны при условии их мелкого заложения на непучинистых грунтах и при возведении легких гаражей с деревянным каркасом.
Самостоятельное устройство ленточного монолитного основания из бетона непосредственно на участке – наиболее бюджетный вариант закладки фундамента под гараж. Для этого не требуется привлечения дорогостоящей строительной техники, достаточно иметь лишь небольшую бетономешалку. Последовательность и основные этапы работ проводятся аналогично, что и при устройстве монолитной железобетонной плиты. Единственное отличие состоит в конфигурации отрытой траншеи.
После набора бетоном прочности и снятия опалубки, необходимо произвести контрольные замеры, обратив внимание на следующее:
- перепады высот горизонтальных поверхностей одного уровня не могут превышать 1см;
- углы изготовленного основания должны быть геометрически правильными.
Несоблюдение этих условий может привести к искривлению и последующей деформации стен гаража из-за перераспределения нагрузок.
Столбчато-ленточный фундамент для гаража
На перенасыщенных влагой болотистых грунтах и склонных к пучению почвах наиболее подходящим будет устройство столбчато - ленточного фундамента. Он состоит из вкопанных в землю столбов и незаглубленной монолитной ленты из бетона, выполняющей функцию ростверка. В качестве заглубляемых столбчатых опор могут использоваться:
- асбоцементные трубы, усиленные залитым внутрь бетоном и вставленной во внутрь арматурой;
- металлические трубы подходящего диаметра;
- бетонные блоки небольшого сечения;
- обожженный кирпич.
Альтернативным вариантом опорных столбов могут служить винтовые сваи, преимущество которых состоит в простоте установки.
Вначале в предварительно отрытую выемку устанавливаются опоры из выбранного строительного материала, после чего оголовки столбов связываются монолитной бетонной лентой. Сооружение подобных фундаментов производится в два этапа и предусматривает следующую последовательность выполнения работ.
1.Создание столбчатой опоры:
- подготовка и разметка участка;
- рытье траншеи в местах расположения ленточного фундамента;
- бурение скважин или устройство выемок под устанавливаемые столбы;
- укладка песчано-гравийной подушки;
- установка и гидроизоляция опор.
2.Устройство облегченного ленточного фундамента:
- сооружение опалубки;
- отсыпка подушки из песка и гравия;
- укладка гидроизоляционных материалов;
- размещение армирующего каркаса;
- заливка бетонным раствором.
Так как гараж имеет легкую каркасную конструкцию, столбы допускается устанавливать только по периметру постройки с шагом около 1,2-2,5 м. Больший разброс может негативно сказаться на прочности возводимого строения. Глубина отрытой траншеи под ленточный ростверк обычно составляет не более полуметра.
Нередко владельцы земельных участков игнорируют необходимость устройства фундамента под гараж. Особенно это касается готовых металлических конструкций. Но следует понимать, что отсутствие надежной опоры может привести к различным сдвигам или просадкам строения, а также к просачиванию дождевых или талых вод внутрь гаража.
Конструкция фундамента при возведении ангара зависит от нескольких условий. При выборе необходимо учесть грунтовые условия, вес будущей постройки и возможность доступа спецтехники на участок. Большинство ангаров относится к временным сооружениям, поэтому к его подземной части не предъявляется особых требований.
Все знают, что от качественных показателей фундамента, зависит срок эксплуатации строения, к ним относятся тип конструкции, прочностные характеристики, подготовка грунта. И каждое строительство – это отдельно взятый случай, который стоит рассматривать индивидуально.