Ролики для дверей купе – важнейшая составляющая раздвижной системы
Двери купе являются удачным решением для квартир малой площади, так как они компактны и не занимают лишнего пространства. Также их устанавливают в широких проходах, в качестве перегородок при зонировании помещений и закрытии ниш, они являются одним из основных элементов шкафа купе. Конструктивные особенности, размеры, дизайн и материалы изготовления дверных полотен могут быть различными. Но объединяет одно – в любой комплект поставки входят ролики для дверей купе, от качества и правильной установки которых зависит удобство эксплуатации и длительный срок службы раздвижной системы.
Двери купе – виды крепления
Основная отличительная особенность дверей купе заключается в их конструкции. Дверные полотна перемещаются вдоль стен по горизонтальным направляющим. Они не открываются, как традиционные распашные двери, а раздвигаются в одну или обе стороны от прохода. Это существенно экономит пространство, что особенно актуально в стесненных условиях.
Направляющие могут:
- иметь прямую или полукруглую форму;
- устанавливаться в верхней части проема, на стене, потолке и на полу.
Владельцы жилья стараются избегать межкомнатных дверей купе с нижней направляющей, так как внутри рельса постоянно скапливается пыль, туда попадают инородные предметы, затрудняющие движение роликов. Порожек смотрится не совсем эстетично и вызывает определенные неудобства. Если же такая дверь используется при зонировании в качестве временной перегородки, то при ее открытии чувства единого пространства не возникнет. Это является существенным недостатком для современных квартир-студий или для помещений, вынужденно разделенных на две небольшие зоны.
Чтобы порожек не слишком бросался в глаза, специалисты советуют устанавливать нижнюю направляющую вровень с напольным покрытием, но для этого придется его нарушить.
Одновременное использование верхнего и нижнего трека делает дверную конструкцию надежнее и устойчивее, особенно это важно для шкафов купе и тяжелых дверей. Функцию основной опоры здесь выполняют нижние элементы раздвижной системы. Комплект для дверей купе, в этом случае, поставляется с верхними и нижними, более прочными, роликами.
Для межкомнатных конструкций чаще выбирают двери купе с одним верхним рельсом. В зависимости от его расположения раздвижные системы подразделяются на два вида:
- навесные – направляющая устанавливается на потолок или стены;
- подвесные – рельс монтируется к верхнему срезу дверного проема.
Навесные створки внешне напоминают шторы. Спрятать направляющие вместе с роликами помогают декоративные планки и короба. Недостатком навесных конструкций является неплотное прилегание полотен к стене, поэтому ни о какой звукоизоляции говорить даже не стоит. Да и мебель вдоль стен в пределах перемещения двери поставить не получится.
Подвесные дверные конструкции устанавливают в широких проемах. Они их частично перекрывают и декорируют. Щели здесь практически отсутствуют, поэтому двери обладают определенными звукоизолирующими свойствами.
Одной из разновидностей купейных дверей являются кассетные задвижные конструкции. Их створки при открытии прячутся в кассеты, которые монтируют внутрь стен или перегородок. Подобные системы наилучшим образом экономят пространство, но являются дорогостоящими и требуют демонтажа стен и последующую обшивку установленных кассет гипсокартоном.
Благодаря роликовой системе, двери купе свободно, равномерно и почти бесшумно скользят по направляющим.
Преимущества роликовых систем
Экономия пространства и эстетичность – это далеко не все достоинства дверей купе, в которых роликам отводится одна из основных функций.
Роликовые системы купейных дверей обеспечивают:
- недопустимость самопроизвольного закрытия при правильной регулировке;
- открывание-закрывание полотен без усилий;
- отсутствие передвижения створок при воздействии сквозняков;
- возможность подключения к автоматическому управлению;
- беспрепятственный проезд из одного помещения в другое инвалидов-колясочников (при отсутствии порожка);
- наличие огромных возможностей в зонировании помещения и дизайнерских решениях.
Раздвижные системы и ролики
Комплекты для дверей купе состоят из нескольких элементов:
- вертикального асимметричного профиля (открытого);
- вертикального симметричного профиля (закрытого);
- верхней и нижней рамки, служащей для крепежа роликов и фиксации дверной вставки;
- средней рамки, выполняющей функцию разъединителя для вставок комбинированных полотен;
- верхних и нижних роликов;
- верхнего и нижнего трека, или направляющих, по которым передвигаются ролики;
- шлегеля, препятствующего ударам;
- стопоров, устанавливаемых на нижнюю направляющую;
- силиконового уплотнителя;
- дверной вставки, которая имеет массу вариантов оформления.
Треки выпускаются одинарными, двойными или тройными, в зависимости от количества полос движения. В качестве материала для них используют, чаще всего, алюминий, но нередко встречается дюралюминиевые направляющие, а также стальные.
Количество и ассортимент комплектующих зависит от конструкции, назначения и вида купейной двери.
Какими бывают раздвижные системы шкафа купе
Конструкций раздвижных систем для дверей купе достаточно много, начиная от самых простых и заканчивая очень сложными. Профили изготавливаются из алюминия или стали, а ролики могут прятаться в треках или располагаться с тыльной стороны двери.
Наиболее простыми являются подвесные безрамные двери. Их створки представляют собой панели ДСП с прикрученными с внутренней стороны роликами, которые перемещаются по верхней направляющей. Такие двери купе относятся к эконом-классу, а смонтировать их самостоятельно совсем не сложно. Недостатков у безрамных систем достаточно много:
- требуется сложная и постоянная регулировка;
- возможны прогибы «крыши» шкафа и рельса под тяжестью дверного полотна;
- ролики занимают лишнее пространство и часто выходят из строя, требуя замены;
- непрезентабельность;
- торцы дверей достаточно быстро теряют форму и внешний вид, а сама панель может изогнуться.
Двери купе с накладными профилями внешне напоминают более современные раздвижные системы – рамочные. ДСП по бокам обрамляют металлическими профилями, что исключает возможность изгиба плиты и защищает ее торцы от деформации при ударе. Такие модели имеют опору на нижние ролики, которые прикручиваются к тыльной стороне ДСП саморезами, так же как и верхние элементы. Передвижение полотна происходит мягче и легче, но при его перекосе ролики иногда выскакивают из нижнего трека.
Современные модели дверей купе выпускают с рамочным профилем, включающим в себя не только вертикальное обрамление полотен. В их конструкции присутствует горизонтальный профиль, увеличивающий жесткость двери и предоставляющий неограниченные возможности в оформлении. Новая конструкция роликов с впрессованными подшипниками позволяет им не только вращаться в разные стороны, но и перемещаться в вертикальной плоскости. Полотна становятся враспор, поэтому имеют надежное крепление с нижним треком.
Раздвижные системы, выполненные из высокопрочного алюминия, переносят постоянное механическое воздействие роликов намного лучше, чем направляющие, изготовленные из стали.
Какими бывают ролики
Одними из ключевых элементов раздвижной системы являются ролики. Основное предъявляемое к ним требование – это обеспечение бесшумности и плавности скольжения дверных полотен. Ролики выпускаются с ободками из:
- резины;
- тефлона;
- пластика;
- тармонида (отвердевшего композита);
- стали.
Для изготовления роликовых механизмов используются закрытые подшипники, защищенные от попадания внутрь пыли, грязи и инородных тел.
Верхние ролики выполняют поддерживающую функцию в нижне-опорной раздвижной системе. Они фиксируют дверное полотно в вертикальном положении. Механизм состоит из пары прорезиненных колесиков. Резина на внешнем ободе способствует понижению шума и стука при качении двери купе. Верхние ролики различаются по габаритам и конструкции, в зависимости от типа вертикального профиля.
Асимметричный ролик устанавливается на открытый профиль, а симметричный – на закрытый.
Нижний ролик выполняет основную опорную функцию и несет всю нагрузку от двери. Наличие в механизме впрессованного подшипника говорит о качестве подвижного ролика и его длительном сроке службы, а использование амортизационной пружины – о максимальной плавности и мягкости хода створки.
Следует отметить, что с помощью нижнего ролика регулируется положение двери купе относительно стенок шкафа, чем компенсируется неровность пола. Поднять или опустить одну из сторон двери можно от 15мм до пары сантиметров.
Дверные полотна весом до 60кг комплектуют двумя парами роликов. На конструкции, имеющие массу свыше 60 кг, ставят четыре пары роликовых механизмов. Но не стоит экспериментировать с массивными полотнами – максимальным считается вес в 100кг.
Некоторые производители запрессовывают ролики внутрь алюминиевых дверных рамок. В купейных дверях со стальными раздвижными системами роликовые механизмы устанавливают в верхней и нижней части с внутренней стороны полотен. Для обеспечения плавности и смягчения хода двери купе, на движущиеся части иногда дополнительно наносят специальный состав.
Известные марки раздвижных систем для дверей купе
Комплекты на двери купе выпускают многие фирмы. Среди них есть как популярные бренды, так и малоизвестные. Рассмотрим некоторые из них.
- Indeco и Indeco-Lux (Польша)
Indeco выпускается в золотистых, бронзовых, а также коричневых и белых цветах, а Indeco-Lux – с имитацией под дерево. Направляющие окрашиваются порошковыми эмалями или оформляются декоративными покрытиями. Раздвижные системы Indeco предназначаются для шкафов купе, а комплектуются они пластмассовыми роликами. Верхние имеют рессоры, что обеспечивает мягкий и плавный ход створки, а нижние ролики на двери шкафа купе комплектуются специальным устройством, не допускающим схода полотна с нижнего трека.
- Komandor (Польша)
Мировой лидер стальных раздвижных систем, предназначенных для шкафов купе и межкомнатных дверей. Особенностью бренда Komandor является высочайший уровень надежности нижних роликов, а также идеальность хода двери и богатый выбор отделки.
- Braun (Германия)
Алюминиевые профили надежны и долговечны. Плавный ход роликовых механизмов обеспечивает бесшумное передвижение дверных створок. Раздвижные системы Braun – немецкое качество и современный внешний вид.
- Cideco (Германия-Турция)
Оптимальная цена в сочетании с качественными комплектующими и огромными возможностями по установке раздвижных систем обеспечивают неуклонный потребительский спрос и популярность продукции Cideco. Преимуществом систем данного бренда является отсутствие в комплекте нижней направляющей и нижних роликов, что благоприятно сказывается на эстетичности межкомнатной двери.
- Raumplus (Германия)
Алюминиевые системы предназначены для элитных дверей купе. Хромированные профили имеют защитное анодированное покрытие и повышенную жесткость на прогиб. Нижний ролик выполняется из высокопрочного полиамида, который не подвержен расслоению и сколам. Установленный внутри роликового механизма качественный подшипник не требует смазки на протяжении всего срока службы.
Рассмотренные бренды являются лишь частью огромного рынка раздвижных систем, предназначенных для дверей купе. Какие направляющие, ролики и профили необходимо установить, решается в каждом конкретном случае индивидуально. Выбор зависит от многих факторов, в том числе от веса створки, материала ее изготовления и предназначения двери.
Каждый домашний мастер сможет установить раздвижные двери в шкаф купе. Эта работа не займет много времени. Главное, чтобы размеры полотна соответствовали габаритам шкафа, а комплектующие были качественными. Шкаф купе намного удобнее обычного платяного шкафа. В нем может поместиться значительно больше вещей, а выглядеть он будет компактнее.
Раздвижные двери купе часто применяются не только для шкафов купе, но также для разделения помещений. Установка дверей не сложная, можно установить их самостоятельно в течении 1-2-х часов. В статье рассказывается о конструкции двери купе и способе ее установки.
Некоторые ошибочно полагают, что монтаж дверей-купе особых сложностей не представляет. На самом деле это не так. И если процесс установки можно полностью доверить профессионалам, то выбор комплектующих — задача, которую придется решать самостоятельно. Ведь столь ответственное дело нельзя пускать на самотек.