Механизм двери купе: основные типы – роликовый, телескопический, компланарный
Возрастающая популярность различных систем раздвижных дверей, применяемых в обустройстве интерьеров помещений, обусловлена, прежде всего, практичностью и удобством их повседневного использования. Перемещение полотен вдоль перекрываемого проема, в отличие от распашных конструкций, высвобождает значительную часть полезной площади, на которой можно дополнительно разместить необходимые предметы мебели.
Подобные системы могут служить в качестве перегородок для межкомнатных проемов или являться сдвижной фасадной частью шкафов купе. В любом случае функциональность и долговечность раздвижных панелей двери в значительной степени зависят от варианта применяемого механизма.
Основные типы механизмов
Сегодня производители дверной фурнитуры предлагают широкий ассортимент раздвижных дверей купе с различным функционированием механизмом. В зависимости от конструктивного исполнения, их подразделяют на системы:- с нижним скольжением;
- на верхних опорных роликах;
- со складной телескопической системой;
- с компланарным устройством.
Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбор того или иного типа устройства определяется весом полотна и предполагаемой конструкцией двери, ее предназначением, а также местом установки.
Роликовый механизм с верхней системой скольжения
Подобные системы пользуются особой популярностью. Они получили наибольшее распространение в силу довольно простой конструкции, позволяющей произвести ее сборку и монтаж самостоятельно. Как правило, такие механизмы практически не применяются для дверей шкафа купе, так как их предназначением является перекрытие межкомнатных проходов.
Основными элементами конструкции являются: верхняя направляющая планка и перемещаемый по ней роликовый механизм. Посредством особого крепления он устанавливается в верхней части дверного полотна. Направляющая жестко фиксируется к стене над проемом или к потолку. Она служит надежной опорой для раздвижных дверей, но вертикальность полотна обеспечивается исключительно за счет собственного веса секций. В зависимости от конструктивного исполнения, двери с верхней системой скольжения могут быть:
- навесными;
- подвесными.
Навесные двери купе перемещаются вдоль стены по внешней поверхности трубчатой направляющей с помощью роликов, имеющих форму шкива. Отличительная особенность подвесных дверей заключается в несколько ином устройстве модуля скольжения. Его направляющая имеет прямоугольное сечение. В ее внутренней полости размещается роликовый механизм с обрезиненными миниатюрными колесиками. Это в значительной степени отражается на плавности хода раздвижных дверей купе.
Оба варианта предусматривают использование сравнительно легких материалов при изготовлении дверных полотен.
Так как система верхнего скольжения не связана с поверхностью напольного покрытия, перепады уровня пола не имеют существенного значения. В некоторых случаях этот фактор является определяющим при выборе типа купейного открывания.
Опорный роликовый механизм с нижней системой скольжения
Более надежными эксплуатационными качествами обладают системы, представляющие собой сборную конструкцию из верхней и нижней направляющей, укомплектованную роликовыми каретками. Наиболее массовое применение они нашли в производстве мебели при изготовлении раздвижных дверей для шкафов купе. На нижнюю роликовую опору ложится основная нагрузка от веса дверного полотна. Ролики, перемещаемые по верхней направляющей, выполняют лишь поддерживающую функцию и обеспечивают вертикальность положения подвижных секций. Двери купе с подобным механизмом лишены возможных перекосов при открывании.
Важнейшим элементом раздвижной конструкции являются роликовые каретки. От их качества во многом зависит продолжительность срока эксплуатации всей системы. Каретки, снабженные обычными пластиковыми роликами, крайне недолговечны, так как подвержены быстрому износу. Обрезиненные или силиконовые детали на шарикоподшипниках считаются максимально надежными. Они обеспечивают бесшумность и мягкость хода раздвижных дверей.
При выборе роликового механизма подобного типа необходимо учитывать вес дверного полотна. Массивные двери, с вставками из зеркал или стекла, требуют усиленной нижней опоры.
Не меньшее значение имеет материал, из которого изготовлены направляющие профили. Для межкомнатных раздвижных дверей купе чаще всего применяют изделия из стали или алюминия. Для шкафа купе иногда используют профилирующие элементы из пластика.
Основным недостатком опорного роликового механизма с нижней системой скольжения является засорение нижнего направляющего профиля скопившейся спрессованной пылью и различным мусором. Кроме того, двери купе, предназначенные для перекрытия межкомнатных проемов, требуют идеально ровной поверхности пола.
Система раздвижных полотен с механизмом телескопического типа
Добиться оригинальной конструкции дверей купе позволяет использование раздвижного телескопического механизма. Принцип его работы основан на применении синхронизаторов либо зацепов, при помощи которых одна подвешенная створка двери вытаскивает за собой остальные секции. Их перемещение производится по направляющим алюминиевым профилям, закрепленным в полу и на верхнем откосе дверного проема. Опорные каретки оснащаются металлическими обрезиненными роликами, гарантирующими надежность и долговечность эксплуатации всего телескопического механизма.
Подобные системы предназначены, как правило, для перекрытия крупногабаритных межкомнатных проходов. Они могут оснащаться несколькими секциями. Применение такой конструкции для шкафа купе не всегда целесообразно, так как некоторая часть его внутреннего пространства становиться недоступной.
Раздвижные двери с компланарным механизмом
Подобные раздвижные системы дверей купе являются инновационными. Компланарный механизм, впервые разработанный итальянской фирмой «Bartoluzzi Sistemi», нашел широкое применение в мебельной индустрии при производстве шкафов различного предназначения. Помимо этого, усовершенствованные аналоги механизма позволяют использовать его в конструкциях систем межкомнатных дверей.
Основными недостатками подобных раздвижных систем, оснащенных различными механизмами открывания секций шкафа купе, является их «ступенчатость», обусловленная наличием нескольких подвижных секций. Применение компланарного механизма позволяет закрытым дверям выстроиться в единую линию, скрывая при этом направляющие профили.
Работа данных устройств схожа с принципом действия обычной двери купе шкафа, секции которой двигаются по отдельным направляющим. Отличительной особенностью является механизм открывания, благодаря которому полотно сначала выдвигается, а затем сдвигается в сторону.
Практически не имея недостатков, раздвижные системы с компланарным механизмом накладывают определенные ограничения по весу дверного полотна. Он не должен превышать 55кг.
Раздвижные системы для дверей купе складываются из нескольких комплектующих, в том числе из верхних и нижних роликов, которые выполняют несколько функций. Они обеспечивают плавность хода и надежность установки полотен, с их помощью можно отрегулировать положение створок.
На мягкость хода и плавность скольжения дверей шкафа купе в значительной степени оказывает влияние раздвижной механизм, который в процессе эксплуатации изнашивается и разбалтывается. Своевременное выявление причин неисправностей и правильная регулировка позволяют продлить срок службы и работоспособность подвижных элементов.
Ассортимент одностворчатых раздвижных дверей позволяет подобрать конструкцию по своему вкусу и материальным возможностям. Они помогут решить проблему ограниченного пространства, сэкономив квадратные метры, и позволят поставить дверь там, где створка не сможет распахнуться из-за слишком узкого коридора.